Трансактный анализ (ТА) – метод, разработанный Эриком Берном, призван освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью ТА является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями.
В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, ТА предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект.
Одной из основных сфер приложения ТА является коррекция внутрисемейных отношений как между супругами, так и между родителями и детьми.
Основные понятия ТА и технику их применения может освоить и ребенок, что дает возможность всей семьей познавать и понимать себя творчески и весело, то есть основная задача помощи родителям в рамках ТА – научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в других социальных сферах.
Развивая идеи Берна, Харрис в своих исследованиях подчеркивает необходимость отношения к ребенку как к части семейного сообщества. Дети не могут решать свои проблемы вне семьи. Поэтому ребенок, постигший язык ТА, легче решит свои проблемы, так как будет больше знать о себе самом и лучше разбираться в окружающем его мире. В модели воспитания, основанной на ТА, подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями.
"Искусство жизни состоит в том, чтобы идти по земле принцем, разбрасывая яблоки на своем пути. Искусство умирания состоит в том, чтобы доесть свое собственное яблоко и сказать: "Я доволен, остальное – вам, наслаждайтесь в мою честь" (Э. Берн)
Цель курса: дать целостное обзорное представление о методе транзактного анализа (ТА) в применении к консультированию и психотерапии, познакомиться с основными теоретическими концепциями и понятиями ТА и примерами их практического применения. Курс рассчитан на 8 занятий по 4 академических часа. На каждом занятии запланированы теоретическая и теоретико-практическая части.
В ключевых аспектах программа представляет собой сокращенный и адаптированный вариант программы из учебно-методического пособия Н.Л. Зуйковой (PTSTA, к.м.н.) "Консультирование и психотерапия методом "Транзакционный анализ".
Учебная программа
Тема 1.
Введение в ТА: обзорно: история развития ТА, современное состояние, структура обучения и практики в ТА; основные концепции и области применения; философия и этические принципы ТА.
Теоретическая часть: структурная модель второго порядка и функциональная модели психики в ТА.
Теоретико-практическая часть: тест РВД как инструмент консультирования; контракт как инструмент консультирования, принципы контрактирования; демонстрационная сессия.
Тема 2.
Теоретическая часть: расширенная функциональная модель; структурная модель первого порядка; функциональные и структурные нарушения языком ТА, "диагноз" в ТА.
Теоретико-практическая часть: распознавание эго-состояний; эгограмма как инструмент консультирования; метод деконтаминации; техника 3-х стульев; демонстрационная сессия.
Тема 3.
Теоретическая часть: концепция социальных взаимодействий и коммуникаций в ТА; транзакции, типы транзакций; поглаживания; концепция "голодов" в ТА, голод признания.
Теоретико-практическая часть: транзакционный анализ коммуникаций; составление "банка самопоглаживаний"; профиль поглаживаний как инструмент консультирования; демонстрационная сессия.
Тема 4.
Теоретическая часть: концепция игр; диагностика игрового поведения; почему люди играют (преимущества игр); способы описания игр; примеры игр - профессиональные, семейные, сексуальные; прекращение игр (выход из игры).
Теоретико-практическая часть: способы описания игр; анализ примеров игр в кинофильмах и литературных произведениях; анализ игр на примерах, предоставленных слушателями; демонстрационная сессия.
Тема 5.
Теоретическая часть: понятие голода структуры и социального структурирования времени; концепция обесценивания и пассивного поведения.
Теоретико-практическая часть: матрица обесценивания (игнорирования) как инструмент консультирования; демонстрационная сессия.
Тема 6.
Теоретическая часть: концепция TA об эмоциональных процессах, понятие об аутентичных и рэкетных чувствах; система рэкета система и накопление "марок"; понятие о симбиозе.
Теоретико-практическая часть: таблица чувств как инструмент консультирования; анализ системы рэкета как инструмент консультирования; демонстрационная сессия.
Тема 7.
Теоретическая часть: понятие о драйверах и предписаниях; понятие о жизненных позициях
Теоретико-практическая часть: наблюдение и узнавание драйверного поведения на примерах; опросник по драйверам, как инструмент консультирования; интроспективный анализ драйверов; демонстрационная сессия.
Тема 8.
Теоретическая часть: концепция о сценарии жизни; концепция о личностных адаптациях и дверях терапии; план консультирования (лечебный план) в ТА
Теоретико-практическая часть: сценарная матрица как инструмент консультирования; демонстрационная сессия; завершение.
Литература
Н.Л.Зуйкова. Консультирование и психотерапия методом "Транзакционный анализ". МБА, 2013
Ян Стюарт, Вэн Джойнс. Современный транзактный анализ. Метанойя, 2017
Дополнительная
К. Кристиансен, П. Билунд. Транзактный анализ в бизнесе. Метанойя, 2016
Ян Стюарт, Вэн Джойнс. Личностные адаптации. Метанойя, 2019
Д.И.Шустов. Руководство по клиническому транзактному анализу. Когито-Центр, 2009
Клод Штайнер. Сценарии жизни людей. Питер, 2018
И. Малкина-Пых. Техники транзактного анализа и психосинтеза. Эксмо, 2008
Дуглас Мосс. Игры, в которые мы все играем. Издательство АСТ, 2012