Осенний набор в группы дистанционного обучения по программе "Психологическое консультирование" завершен!
Следующий набор на программу начнется 15 января 2025 г., начало занятий в марте.
Информация по тел. +7(968)88-99-555
Практические аспекты подростковой психологии
Программа курса освещает практические аспекты психологии подростка. Дает слушателям инструментарий диагностики и коррекции психологических проблем подросткового возраста.
Учебный план
1. Развитие основных психических функций в подростковом возрасте.
Диагностика и коррекция развития личности подростка. Теоретические модели подросткового возраста, представленные во всех ведущих направлениях психологии. Теории З. Фрейда и А. Фрейд (психоанализ), К. Левина (гештальтпсихология) и Р. Бенедикт (бихевиоризм), исходящие из общей модели онтогенетического развития – эволюционного. Задачи изучения подростка эмпирическим путем (наблюдение, эксперимент). Основные моменты, определяющие подростковый период развития и его главные характеристики.
2. Детско-родительские отношения подростка.
Кризисы подросткового возраста. Психологические аспекты изучения подросткового возраста. Проблема автономии и индивидуации. Особенности общения подростков со взрослыми. Важность налаживания и поддержания контактов родителей с подростком. Проблемы понимания подростков взрослыми. Специфика семейного воспитания.
3. Отношения со сверстниками.
Психология подростковой сексуальности. Открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и вместе с этим чувство одиночества. Рост потребности в общении и одновременно повышение избирательности, потребности в уединении. Важная особенность подросткового возраста – его личностная нестабильность, внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Стремление реализовать свою личность в отношениях со сверстниками. Отстаивание личной свободы как право на взрослость. Начало формирования сексуальных влечений, характеризующихся определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью.
4. Агрессивное поведение подростков. Зависимости в подростковом периоде.
Факторы, влияющие на формирование агрессивных тенденций в поведении подростка. Девиантное поведение: поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, поведение, отклоняющееся от морально-нравственных принципов человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии.
5. Методы и способы психодиагностики и коррекции в работе с подростками (часть 1).
Методы психодиагностики. Характеристика методик определения самооценки личности. Методика изучения самооценки (Т. Дембо - С. Рубинштейн). Тест "Нахождение количественного выражения уровня самооценки" по Будасси. Статусное положение подростков с различным уровнем самооценки. Диагностика на основе субъективных предпочтений и индивидуальных свойств. Методики исследования субъективного отражения отношений личностей. Анализ индивидуально-личностных особенностей субъекта, его эмоциональной сферы и сферы межличностных отношений при помощи методики "Несуществующее животное". Особенности восприятия семейной ситуации, самооценки подростка и системы личностных отношений. Методика М. Куна для изучения характеристик идентичности личности.
6. Методы и способы психодиагностики и коррекции в работе с подростками (часть 2).
Определение целей, задач, методов и видов психокоррекции. Факторы эффективности. Этапы. Специфические черты. Требования к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия.
7. Программы психологических тренингов с подростками, принципы построения и возможности использования, проведение тренинга.
Виды и особенности проведения тренинговых групп. Тренинги: «Мир вокруг меня», «Я и Ты», «Перекрестки» (тренинг общения).
8. Основные сферы развития подростка.
Задачи развития подростка сформулированные Р.Хавигурстом: приспособление подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела, достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли, достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола, развитие интеллектуальных способностей, выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми строится поведение, достижение социально ответственного поведения, выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности, достижение экономической независимости, подготовка к браку и семейной жизни. Возможности реализации задач развития. Используемая литература в работе психолога.