Трансакционный анализ

Трансактный анализ (ТА) – метод, разработанный Эриком Берном, призван освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью ТА является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями.

В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, ТА предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект.

Одной из основных сфер приложения ТА является коррекция внутрисемейных отношений как между супругами, так и между родителями и детьми.

Основные понятия ТА и технику их применения может освоить и ребенок, что дает возможность всей семьей познавать и понимать себя творчески и весело, то есть основная задача помощи родителям в рамках ТА – научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в других социальных сферах.

Развивая идеи Берна, Харрис в своих исследованиях подчеркивает необходимость отношения к ребенку как к части семейного сообщества. Дети не могут решать свои проблемы вне семьи. Поэтому ребенок, постигший язык ТА, легче решит свои проблемы, так как будет больше знать о себе самом и лучше разбираться в окружающем его мире. В модели воспитания, основанной на ТА, подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями.

"Искусство жизни состоит в том, чтобы идти по земле принцем, разбрасывая яблоки на своем пути. Искусство умирания состоит в том, чтобы доесть свое собственное яблоко и сказать: "Я доволен, остальное – вам, наслаждайтесь в мою честь" (Э. Берн)

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТЕМА 1. Теория - общая структура теоретических представлений трансакционного анализа (ТА): теория личности и теория трансакций, развертывающиеся в теорию сценариев и теорию игр. Положительное содержание ТА - идеал "нормального" (в отличие от "обычного") человека, опора на Взрослого и подлинные, интимные межличностные отношения. ТА - не общая психология, а конкретное и достаточно узкое направление психотехники. Экзистенциальные аспекты ТА. Практика - «Окей ли я». Принцессы и лягушки, победители и проигравшие. Не-победители. Четырехполюсная шкала - неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и отлично, как принципиальные типы психологического гомеостаза. Частные воплощения шкалы и общий психологический гомеостаз.

ТЕМА 2. Теория - идея эго-состояния: множественность личности. Различные аспекты берновских эго-состояний: функциональный, коммуникативный, экзистенциальный. Эго- состояния Ребенка и Родителя как основные составляющие поведения. Практика - работа с Критическим Родителем (Грызлой). Техника вычленения Критического Родителя, его дезавуации как Неблагополучного Ребенка, его замены или «перевоспитания».

ТЕМА 3. Теория - трансакция как суггестия; маневр как назначение коммуникативной позиции; возможности контр-маневра; объемлющие коммуникативные структуры и обратные связи в коммуникации. Практика - работа с Капризным Ребенком (Сюсенькой). Типы ребенка у Берна: естественный, послушный (адаптивный), капризный. Сюсенька как псевдо-регрессия. Сюсенька и Винни Пух.

ТЕМА 4. Теория - Мета-коммуникативный выход (маневр) как основа эго-состояния Взрослого. Идея виртуальности элементов коммуникативной структуры. Техника мета- коммуникативного выхода. Когнитивный и конативный аспекты Взрослого. Практика - оценка развития структуры личности. Предполагается, что участники группы в домашних заданиях и во время групповой работы научились находить различные эго-состояния. На этом занятии соответствующий опыт обобщается, подытоживается опыт мета- коммуникативных выходов и пр.

ТЕМА 5. Теория - double bind по Бейтсону: противоречие основного сообщения и "пометы". "Шизофреногенная" ситуация. Парадоксы и контр-парадоксы в терапии. Игры- по-Берну как мягкий вариант двойной связанности. Практика - "Парад персон" или как мы видим друг друга: процедура организует общее внимание к "перформансу" одного из участников группы, потом дается обратная связь: кем мы видели тебя, кем ты делал нас, как ты это делал.

ТЕМА 6. Теория и практика - принципы терапии игр-по-Берну: (1) в игру играют все, кто в нее играет, (2) от игры может избавиться только сам игрок по собственному запросу, (3) игра есть экстериоризация неразрешенного внутреннего конфликта, который подлежит анализу и разрешению.

ТЕМА 7. Теория - общая идея «сценария». Отличие сценария-по-Берну от Системы Конденсированного Опыта по Грофу, от жизненного плана по Адлеру и др. Примеры сценариев из практики. Многосмысленность берновского представления о сценарии: прогроммирование versus решение. Практика - рассмотрение сценарных сказок.

ТЕМА 8. Теория - частные идеи сценарного анализа: сценарное время и его фазность; разрешающие, запрещающие и требующие сценарии; сценарные задачи и цели и пр. Контрсценарии, противосценарии и др. возможности. Можно ли жить без сценария? Практика - рассмотрение модусов сценарного времени. Достижение циклической полноты как задача работы со сценарием.

ТЕМА 9. Теория - связь между сценарием и игрой-по-Берну: между теорией личности и теорией коммуникации. Игра как элемент сценария, сценарий как контекст набора игр. Практика - работа с типичными играми и сценариями по запросу участников группы.

ТЕМА 10. Теория - заключительный обзор идей ТА, место ТА в гуманистической психотерапии. Практика - обратная связь и завершение группы.