Телесно-ориентированная психология

Это сравнительно новая дисциплина в российских учебных заведениях, призванная соединить наши представления о физическом и психическом здоровье в одно целое, понять неразрывную связь между интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельностью. Используя такое понимание, с помощью специальных техник работы с телом, можно обрести душевное равновесие, физическое здоровье, личностную целостность.

В основе всех современных телесно-ориентированных направлений лежит признание того факта, что любое психическое переживание, состояние, проблема, тем или иным образом отражается в нашем физическом теле: в позе, осанке, напряженности определенных групп мышц, привычных движениях и т.д. Воздействуя на это отражение, изменив двигательные стереотипы, можно решить конкретные психологические задачи, избавиться от внутренних конфликтов, осознать свои внутренние ресурсы.

В последние годы в России издавалось работы многих западных и российских авторов, в частности – работы В. Райха – основателя телесно-ориентированных подходов, его ученика А. Лоуэна – создателя биоэнергетики, труды М. Фельденкрайза и М. Александера, разработавших системы осознания внутренней структуры через движение.

В Школе на занятиях по телесно-ориентированной психологии слушатели знакомятся с различными направлениями, использующими работу с телом, и на практике осваивают потрясающие возможности этих техник.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТЕМА 1. Введение. Современные научные представления о живых системах. Соотношение тела и сознания с позиций частотного восприятия живых систем: опыты Курлиана, Думитреску и др. Возможности применения модели пульсирующего сфероида (Б.В.Гладков) в телесно-ориентированной психологии.

ТЕМА 2. Обзор существующих направлений телесно-ориентированной психологии: райхианский подход, биоэнергетика, рольфинг, метод Фельденкрайза, палсинг и др.

ТЕМА 3. Работа с телом и психоанализ. Концепция Вильгельма Райха: понятия "мышечного панциря", семи основных сегментарных зажимов, движения оргонной энергии в теле.

ТЕМА 4. Рука в качестве приемника, проводника и излучателя вибраций. Способы увеличения диапазона чувствительности рук. Специальные упражнения.

ТЕМА 5. Резонансное взаимодействие клиента и оператора. Ритмы тела. Понятие общего ритма. Упражнения по ритмическому присоединению.

ТЕМА 6. Психологические и мышечные зажимы с позиций изменения режима пульсации. Роль мышечных блоков в формировании структуры характера.

ТЕМА 7. Способы расслабления "мышечного панциря". Работа с лицевым напряжением. Роль глазного и челюстного зажимов. Отражение психофизических состояний в мимических стереотипах.

ТЕМА 8. Снятие хронических напряжений с шейной и грудной зоны. Влияние перенапряжения этих зон на способность к коммуникации. Изменение стереотипа дыхания в связи с проработкой глубокой грудной мускулатуры.

ТЕМА 9. Работа с диафрагмальным зажимом. Выход из фобических состояний через расслабление диафрагмы. Особенности работы с клиентами, имеющими психосоматические проблемы дыхания.

ТЕМА 10. Блокирование эмоций и напряжение брюшной области. Физиологические проявления страха. Способность к брюшному дыханию и эмоциональная устойчивость.

ТЕМА 11. Детские страхи и тазовый зажим. Корректная работа с напряжениями тазовой области. Особенности работы с клиентами, имеющими сексуальные проблемы. Психологический и физиологический аспекты работы.

ТЕМА 12. Понятие "заземления". Биоэнергетический подход. "Арка" Лоуэна, "губка" Райха и другие упражнения, способствующие энергетизации отдельных частей тела. Связь "заземления" и психической устойчивости.

ТЕМА 13. Психоэмоциональная реабилитация через глубокое расслабление мышечного панциря. Возможности и ограничения релаксационных подходов.

ТЕМА 14. Восточные представления о взаимодействии тела и психики. Понятие энергетических каналов, системы чакр, энергообмена с окружающим пространством. Сходство и различие западных и восточных концепций.

ТЕМА 15. Осознавание через движение. Правильное положение тела в пространстве. Особенности взаиморасположения ног, таза, позвоночника, плеч, головы и других частей тела при фокусировании сознания в нижней части живота. Грамотное распределение веса. Перемещение центра тяжести тела при ходьбе и других видах движения. Зависимость устойчивости тела в пространстве от направленности сознания в определенную часть тела. Особенности положения стоп при осознанном движении. Взаимозависимость правильного движения и дыхания. Плавность движения. Движение внутри воображаемой сферы с центром в нижней части живота. Взаимодействие движения рук и дыхания. Упражнения, способствующие объемному восприятию тела. Увеличение точности движений при объемном восприятии внутреннего и внешнего пространства. Понятие рациональности движений. Упражнения на грамотное взаимодействие с партнером. Понятие непрерывности движений, границ физиологической устойчивости, минимального контакта, изменения фазы движения на противоположную и др.

ТЕМА 16. Симметрия и асимметрия в теле. Диагностика по осям симметрии. Нарастание асимметрии при обострении внутренних конфликтов. Осознавание телесных стереотипов через усиление позы. Мышечная память.

ТЕМА 17. Телесная гомеопатия (по В.Ю.Баскакову). Микродвижения. Кинестетический транс ивысвобождение связанной энергии. Доступ к ресурсным состояниям.

ТЕМА 18. Психокоррекция с позиций биоэнергетики (Лоуэн, Боаделла, Перракос). БЭСТ (по методу Е.И.Зуева). Возможности применения данных методов для успешного обучения различным навыкам.

ТЕМА 19. Телесные метафоры. Выход за границы проблемной зоны. Работа с кинестетическими субмодальностями. Точечное, линейное, поверхностное и объемное восприятие разных уровней тела.

ТЕМА 20. Телесные проявления психических стратегий. Выявление и изменение патологических стратегий через осознанное изменение двигательных и дыхательных паттернов. Движение к целостному восприятию через образ, дыхание, звук.

ТЕМА 21. Сочетание телесно-ориентированных техник с другими способами психологической коррекции (метод музыкального движения, актерские психотехники, ребефинг и др.).