Психология личности

Курс «Психология личности» предполагает более детальное знакомство слушателей с предметным содержанием психологии личности. В программе курса будут представлены основные направления в изучении личности с позиции отечественной и зарубежной психологии, рассмотрены ключевые проблемы: психологическая структура личности, Я-концепция, темперамент, эмоциональная и волевая сферы личности, способности, кризисные и пограничные состояния личности, состояние научных исследований в данной области на сегодняшний день.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

Раздел I. Теории личности

Тема 1. Общая характеристика содержания курса «Психология личности». Объект и предмет в психологии личности. Компоненты теории личности. Критерии оценки теории личности. Метасистемный подход к решению методологических проблем психологии личности (К. Гёдель, А. В. Непомнящий, В. А. Петровский). Исследование и оценка в психологии личности: метод анамнеза, корреляционный метод, экспериментальный метод, оценка личности, типы методов оценки.

Тема 2. Психодинамическое направление в теории личности: классический психоанализ З. Фрейда. Основные положения и принципы. Природа тревоги. Психосексуальные стадии развития личности. Исследование бессознательного.

Тема 3. Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера. Основные тезисы индивидуальной психологии. Основные положения Адлера относительно природы человека. Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии. Невроз и его лечение.

Тема 4. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Основные концепции и принципы. Структура психики. Понятие архетипа и психической функции. Процесс индивидуации и её этапы. Подходы к типологии личности.

Тема 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хорни. Эго-теория личности Эрика Эриксона. Эпигинетический принцип. Психосоциальные стадии развития. Гуманистическая теория личности Эриха Фромма. Основные положения концепции и принципы. Социокультурная теория личности Карен Хорни.

Тема 6. Теории научения. Закон научения (Э. Торндайк). Теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера. Оперантное и респондентное поведение. Научение как процесс. Подкрепление в виде поощрения и наказания. Режимы подкрепления. Неусвоенная и неадаптивная реакции в психопатологии. Принципы терапии, основанные на оперантном научении.

Тема 7. Социально-когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер. Основные принципы социально-когнитивной теории Бандуры. Научение через моделирование. Подкрепление в научении через наблюдение. Саморегулируемое изменение. Теория социального научения Д. Роттера. Основные концепции и принципы.

Тема 8. Когнитивное направление в теории личности Джорджа Келли. Основы когнитивной теории. Теория личностных конструктов. Основные положения Келли относительно природы человека. Эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли.

Тема 9. Гуманистическое направление в теории личности Абрахама Маслоу. Основные положения теории. Мотивация: иерархия потребностей. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Характеристики самоактуализирующихся людей.

Тема 10. Феноменологическое направление в теории личности Карла Роджерса. Феноменологическая позиция Роджерса. Природа человека. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации.

Тема 11. Проблема личности в отечественной психологии: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева. Отношение как единица анализа личности по В.Н. Мясищеву. Установка и деятельность (Д.Н. Узнадзе). Представления о порядочном человеке (М.И. Воловикова и М.И. Гренкова). Психология понимания и проблема правды и лжи в работах В.В. Знакова. Инициатива и ответственность личности (К.А. Абульханова-Славская).

 

Раздел II. Актуальные направления исследования психологии личности

Тема 12. Психологическая структура личности. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности. Классификация базовых понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». Социализация личности.

Тема 13. Я-концепция. Самооценка, образ Я и самоутверждение личности. Половая идентичность и проблема ее формирования. Нарушения полового развития, вызванные хромосомными аномалиями. Пол и гендер. Маскулинность, фемининность и андрогинность.

Тема 14. Темперамент. Понятие о темпераменте. Краткая история исследования темперамента: гуморальные (Гиппократ, Гален), соматические (Кречмер, Шелдон), психофизиологические (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др.) и психологические теории (В.С. Мерлин).

Тема 15. Эмоциональная сфера личности. Определение, виды и функции эмоций. Первая теория страха З. Фрейда. Вторая теория страха. Понятие сигнального страха. Страх и тревожность. Защиты и их функции. Примитивные и зрелые формы защитного поведения. Совладающее поведение и его сравнение с защитным.

Тема 16. Волевая регуляция личности. Теории воли (Г. Эббингауз, К. Левин, Ю. Куль, Х. Хекхаузен, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе и др.). Волевое и произвольное действие. Нарушение волевого контроля.

Тема 17. Способности. Понятие способности. Виды способностей. Способности и задатки. Исследования Ф. Гальтона, Ч. Э. Спирмена, Л. Л. Терстоуна, Д. Гилфорда. Изучение способности в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная). Развитие способностей.

Тема 18. Кризисные и пограничные состояния личности. Общая характеристика кризисных и пограничных состояний личности. Психотический, пограничный, невротический уровни развития личности. Психическая самозащита. Представление о степени и характере нарушенности личности. Подход Н. МакВильямс. Структурный подход О. Кернберга. Структурное интервью.

Подведение итогов по курсу «Психология личности». Сбор обратных связей.

 


ОСНОВНОЙ СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
  2. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607с.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
  4. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
  5. Шульц Д, Шульц С. История современной психологии, 1998.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
  2. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994. № 4.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968.
  4. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности//Проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1982. С. 140–147.
  5. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. – М.: МПСИ: Флинта, 1998.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж,2001.
  7. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с.
  8. Введение в профессию «психолог»: Учеб. Пособие \ В.И. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
  9. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986.
  10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд. Моск. ун-та, 1988 или более поздние издания.
  11. Дружинин В.Н. Психология как научная дисциплина/Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. С. 7–19.
  12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 1997.
  13. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  14. История зарубежной психологии. 30-е–60-е годы XX века. Тексты/Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
  15. Карамушка Л. М. Психология управления: Учеб. Пособие – К.: Миллениум, 2003. – 344 с.
  16. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 584с.
  17. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Издательство «Интститут практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400с.
  18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  19. Ломов Б.Ф. Проблема личности в советской психологической науке//Проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1982.
  20. Маслоу А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук». - К.: "Ваклер", 1997.
  21. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избр. психол. тр. М.; Воронеж, 1995.
  22. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.
  23. Непомнящий А.В. Методологические проблемы психологии. -  Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2013. – 168 с.
  24. Никифоров Г.С. (ред) Писхология мнеджмента: Учебник для вузов – 2е изд., доп.. и перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 639с.
  25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442с.
  26. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. Т. 2.
  27. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности.  – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1996, с. 512.
  28. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1984.
  29. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: «Рефл-бук», К.: Ваклер, 1997.
  30. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа–Пресс, 1995.
  31. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980.
  32.  Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.). 
  33. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.
  34. Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса/Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  35. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания. – М.: Российское психологическое общество, 1998.
  36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  37. Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: Канон, 1994.
  38. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ в.  – М.: Академия, 1997.