Практические аспекты детской психологии

Учебный план

1.Введение в детскую психологию. Возрастные особенности на разных этапах развития детей. Ребёнок в системе семейных взаимоотношений. Основы работы детского психолога.


2.Методы и способы  психодиагностики и коррекции в работе с детьми (часть 1). Игротерапия. Механизмы игротерапии.  Организация игровой комнаты, игровые упражнения и техники, используемые игровые материалы. Арт-терапия в работе с детьми. Арт-терапевтические упражнения, используемые материалы. Поведенческая терапия в работе с детьми.


3.Методы и способы  психодиагностики и коррекции в работе с детьми (часть 2). Сказкотерапия в работе с детьми. Сказка как диагностическое, коррекционное, терапевтическое средство. Механизмы психологического воздействия сказки. Разбор конкретных сказок. Телесно-ориентированная терапия в работе с детьми и подростками. Механизмы действия, конкретные приёмы. Упражнения и показания к применению. Другие виды терапии в работе с детьми и подростками. Анималотерапия. Музыкотерапия. Обучающие программы.


4.Психология развития детей в раннем возрасте (от 1 до 3х лет).  Развитие основных психических функций в раннем детстве. Диагностика и коррекция психического развития в раннем детстве. Основные консультативные запросы по проблемам развития ребёнка в раннем детстве. Факторы риска в психическом развитии в раннем детстве. Детско-родительские отношения ребёнка раннего возраста. Кризис 3-х лет: содержание, трудности, рекомендации родителям. Система воспитания: требования, запреты, поощрения и наказания. Сравнительная эффективность различных воспитательных средств. Возможности и направления раннего обучения. Психологическая помощь в адаптации ребёнка к детскому саду.


5.Психология развития периода дошкольного детства (от 4 до 6 лет). Развитие основных психических функций в дошкольном детстве. Диагностика и коррекция умственного развития дошкольника. Диагностика и коррекция развития личности дошкольника. Детско-родительские отношения ребёнка дошкольного возраста, диагностические и терапевтические приёмы взаимодействия с семьей. Отношения со сверстниками в дошкольном возрасте. Психология игры. Развивающие, диагностические и коррекционные возможности игры. Психологическое сопровождение нестандартных вариантов развития детей (левши, одарённые, близнецовая ситуация развития и др.). Психологическая готовность к школе, кризис семи лет. Патопсихология дошкольного возраста. Нарушения психического развития. Понятие дизонтогенеза, варианты дизонтогенеза (неврозы, задержки психического развития, расстройства личности и др.).


6.Психология развития детей младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет). Развитие основных психических функций в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция умственного развития младшего школьника. Диагностика и коррекция развития личности младшего школьника, характерологические особенности. Детско-родительские отношения ребёнка младшего школьного возраста. Отношения со сверстниками в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность школьника: структура, факторы риска, диагностика и коррекция. Трудности обучения и их преодоление. Функциональные нарушения психики в младшем школьном возрасте. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания, дизлексии, дисграфии, дискалькулии и другие минимальные дисфункции мозга. Психологическая помощь при нарушениях поведения (детская ложь, детское воровство).


7.Обобщение материала. Разбор основных трудностей в работе с детьми. Вспомогательная литература в работе детского психолога.