Основы психоанализа

В курсе "Основы психоанализа" наряду с описанием естественнонаучных, философских, литературных истоков возникновения психоанализа раскрывается учение Зигмунда Фрейда о бессознательном, ошибочных действиях, сновидениях, сексуальности, Эдиповом комплексе, структуре психики, страхе, внутриличностных конфликтах, невротических действиях и их лечении. В рамках данного курса особое внимание уделяется истории возникновения и развития психоанализа, целям и задачам психоаналитической терапии, особенностям взрослого и детского психоанализа, специфике работы аналитика с пациентами.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТЕМА 1. Место психоанализа в культуре XX столетия. Многозначность понятий "психоанализ" и "культура". Различные трактовки психоанализа. Определение психоанализа З.Фрейдом. Психоаналитическая теория и терапия. Психоаналитический стиль мышления. Влияние психоаналитических идей на различные области естественнонаучного и гуманитарного знания.

ТЕМА 2. Зигмунд Фрейд; человек и основатель психоанализа. Канонические и альтернативные исследования жизненного пути З.Фрейда. "Толкование сновидений" как биографический источник. Развитие психоаналитических идей. Основные работы 3.Фрейда. Метапсихологические теории.

ТЕМА З. Истоки возникновения психоанализа. Естественнонаучные истоки возникновения психоанализа. Философские истоки возникновения психоанализа, Литературные истоки возникновения психоаналитических концепций. Самоанализ. Подступы к психоанализу.

ТЕМА 4. Психоаналитическое учение о бессознательном. Проблема бессознательного в истории философии и науки. Сознание и психика. Метафизические представления о бессознательном. Обращение З.Фрейда к проблеме бессознательного. О тождестве сознания и психического. Бессознательные влечения человека. Психоанализ как метод исследования бессознательного.

ТЕМА 5. Ошибочные действия и сновидения. Случайности и закономерности в сфере психической реальности. Детерминизм в протекании бессознательных процессов. Логика бессознательного. Смысл и значение ошибочных действий. Ошибочные действия как компромиссы. Сновидение как объект психоаналитического исследования. Смысл сновидений.

ТЕМА 6. Толкование сновидений. Сновидение как полноправный и осмысленный психический акт. Техника толкования сновидений. Свободные ассоциации. Полное сновидение и его элементы. Символический язык бессознательного. Сексуальный характер символов и их значение в психической деятельности человека .

ТЕМА 7. Сексуальность в жизни человека. Сексуальные влечения человека в структуре бессознательного. Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии. Гомоэротика. Сексуальное и генитальное. Понятие либидо. Психоаналитическое понимание фаз сексуального развития. Психоанализ и "пансексуализм".

ТЕМА 8. Неврозы: смысл, этимология, терапия. Невротические симптомы и их смысл. Симптомы как производные бессознательных процессов. Невроз как незнание, неведение о душевных процессах. Пробелы в воспоминаниях. Истерическая амнезия как продолжение детской амнезии. Этиология сексуальности. Фиксация влечения на ранней стадии развития. Регрессия. Воскрешение инфантильных желаний. Психоаналитическая терапия. Уничтожение вытеснения. Устранение условий для образования симптомов. Перевод патогенного конфликта в нормальный. Культурные цели терапии.

ТЕМА 9. Эдипов комплекс. Место Эдипова комплекса в психоаналитической теории, Эдипов комплекс как ядро неврозов. Позитивный и негативный Эдипов комплекс, Комплекс Электры. Изживание Эдипова комплекса. Запрет и искушение. Эдипов комплекс как столкновение желания и запрещения, страха и наказания. Эдипов комплекс как источник возникновения религии, нравственности, искусства. Значение Эдипова комплекса в истории становления и развития культуры.

ТЕМА 10. Психоаналитическое понимание личности. Взгляды З.Фрейда на структуру личности. "Я". "Оно". "Сверх-Я". Сознательное и бессознательное в "Я". Отношение "Я" к сознанию. "Я" как часть "Оно" и представитель внешнего мира в психике. "Я" как посредник между "Оно" и внешним миром. Терапевтическая цель психоанализа с точки зрения структурной дифференциации личности.

ТЕМА 11. Психоанализ и религия. Психоаналитическое объяснение возникновения религии. Замена естествознания психологией. Связь религии с социальными образованиями, нравственными запретами, моральными предписаниями. Психологическое значение религиозных представлений. Происхождение иллюзий из человеческих желаний.

ТЕМА 12. Психоаналитическая культурология. Психоаналитическое понимание культуры. Накопленные людьми знания и умения. Институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений. Основные функции культуры. Принуждение и запрет влечений. Психологический арсенал культуры. Патология культурных сообществ. Психоанализ культуры.

ТЕМА 13. Эрос и Танатос. Интересы самосохранения и требования либидо. Инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Жизнь как взаимо- и противодействие Эроса и Танатоса. Борьба между Эросом и Танатосом как извечный конфликт.

ТЕМА 14. Психоанализ и этика. Представления З.Фрейда о нравственных основаниях человека. "Добрая" и "злая" природа человека. "Темные" стороны человеческой души. Вытеснение "дурных" побуждений в бессознательное. Психоаналитическое понимание происхождения совести. Категорический императив Канта. Онтогенетические и филогенетические основания совести. Ограничения религиозной этики. Невыполнимость религиозной максимы "возлюби ближнего".

ТЕМА 15. Психоанализ и искусство. Психоаналитическое понимание возникновения искусства. Воображение и мифическая форма выражения бессознательных влечений. Перевод бессознательных желаний в символы. Психоаналитический метод исследования художественных произведений. Раскрытие смысла художественных произведений. Художественное произведение как выражение внутрипсихических конфликтов. Психология воздействия искусства на человека. Терапевтическая функция искусства. Границы психоанализа в понимании художественного дарования, писательского творчества, сущности художественной деятельности.

ТЕМА 16. Психоанализ и философия. Отношение З.Фрейда к философии. Метафизика и метапсихология. Психоаналитическая философия. Человек как основной объект исследования. Психология и философия человека. Психическая реальность. Онтология бессознательного. Психоаналитическая теория познания. Психоанализ и основные философские направления XX столетия. Психоанализ как герменевтика культуры.