Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование (НЛП) является наукой о поведении, включающей:

  1. эпистемологию – систему знаний и ценностей
  2. методологию – приемы и процедуры применения знаний и ценностей
  3. технологию – средства, позволяющие применять эти знания и ценности

НЛП дает возможность оценивать не только поведенческое содержание наших поступков, но и те невидимые силы, которые кроются за этим поведением, а также структуры мышления, обеспечивающие успех нашим действиям.

НЛП было создано Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером, которые моделировали поведенческие стереотипы таких выдающихся психотерапевтов, как Фриц Перлз (гештальт-терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и Милтон Эриксон (гипнотерапия).

В настоящее время НЛП широко применяется и для исследования того, как умственные стратегии, языковые стереотипы и системы ценностей влияют на разнообразные виды деятельности, связанные с образованием и менеджментом.

Вероятно, самым важным аспектом НЛП является его практичность. На семинарах-тренингах по НЛП делается акцент на интерактивные, экспериментальные контексты обучения, позволяющие с готовностью воспринимать и понимать принципы и процессы, лежащие в основе человеческого поведения. Более того, поскольку механизмы НЛП списаны с эффективных человеческих образцов, даже люди с небольшим опытом нередко интуитивно осознают ценности и структуры, лежащие в основе этих механизмов.

Тренинги по НЛП используются во многих крупных корпорациях и организациях мира, включая "Фиат", IBM, American Express, армию США, Apple Computer, Xerox, Merсedes Benz, BMW и др. Специалисты по НЛП принимают участие в предвыборных кампаниях, консультируют ведущих политиков в странах Запада.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТЕМА 1. Понятие о НЛП. История развития НЛП. Грегори Бэйтсон и группа «Мета». Роль Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера. Системное НЛП Роберта Дилтса. Путь НЛП в России. Отношение НЛП к другим направлениям современной психологии.

ТЕМА 2. Логические уровни личности: организация, движение. Пресуппозиции НЛП. Глубинная и поверхностная структуры. Стадии организации навыка.

ТЕМА 3. Идентичность, как вера или роль. Сравнительная характеристика понятий морали и нравственности.

ТЕМА 4. Репрезентативные системы: визуальная, аудиальная, кинестетическая, дигитальная. Ведущая репрезентативная система.

ТЕМА 5. Калибровочные знаки. Понятие о конституции. Калибровочные знаки проблемного и ресурсного состояний. Понятие о конгруэнтности и неконгруэнтности. Способы калибровки.

ТЕМА 6. Линейная (поверхностная) и объемная модель коммуникации. Обратная связь. Понятие о раппорте. Стадии установления раппортных отношений. Динамика спонтанных раппортных отношений.

ТЕМА 7. Тенденция и ведение. Усиление тенденций клиента, как необходимое условие ведения.

ТЕМА 8. Модель Т.О.Т.Е. - основа системного НЛП.

ТЕМА 9. Классификация состояний. Якорь, возможность фиксации состояния. Типы якорей. Принципы якорения. Воспитание, как система якорения. Типы воспитания.

ТЕМА 10. Субмодальности.

ТЕМА 11. Позиции восприятия. Стадии развития отношений, как метафора развития сознания. Привязанность и зависимость. Трехпозиционное описание.

ТЕМА 12. Механизмы моделирования поверхностной структуры: генерализация, опущение, искажение. Терапевтические «неправильности». Мета-модель, как лингвистическая модель выявления ограничений личности.

ТЕМА 13. Рефрейминг контекста и смысла.

ТЕМА 14. Техника переговоров частей. Шестишаговый рефрейминг.

ТЕМА 15. Понятие времени. Связь времени и ощущений. Линия времени, ее типы. Трансдеривационный поиск. Изменение личностной истории. Реимпринтинг.

ТЕМА 16. Критерии хорошо сформированного результата. Уровни поддержки личностного роста.

ТЕМА 17. Возможности и перспективы дальнейшего изучения НЛП.